Главная » Речевое развитие ребенка » Дефекты речи. Нарушение речи ребенка.
Дефекты речи. Нарушение речи ребенка.

Дефекты речи
Дефекты речи сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют его обучение в садике и школе.
Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители обращают внимание на нечеткость произнесения звуков у детей. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом самопроизвольно, без специального обучения в семье или у педагога-логопеда. Однако так бывает не всегда. Речевые дефекты с возрастом нередко закрепляются.Раннее обучение речи более эффективно, но процесс преодоления речевых нарушений труден и продолжителен. Эффективность логопедического обучения в большой степени зависит от активности родителей.
Рассмотрим причины развития дефектов речи
Дети постепенно перенимают запас слов, которым пользуются родители в беседах с ними, и даже грамматический строй предложений. Не имея еще никакого представления о грамматике, они уже в возрасте пяти-шести лет говорят, в общем, правильно и грамотно.
В то же время дети обычно донимают родителей многочисленными вопросами: "Почему?", "Что это?", "Кто это?". Терпеливо и не скупясь отвечать на эти вопросы — значит, расширять представления ребенка об окружающем мире, готовить его к дальнейшему усвоению знаний в школе.
Дети не сразу научаются правильно произносить все звуки. Они часто путают свистящие и шипящие — "ж" и "з", "ш" и "с". Для многих малышей камнем преткновения становятся звуки "р" и "л".
Вот, для примера, некоторые логопедические упражнения для развития произношения шипящих :
Над Жорой жук кружа жужжит
От страха Жора весь дрожжит.
Чего же , Жора, весь дрожишь?
Совсем не страшно жук жужжит.
Мышонку мама-мышка
Шептала:"Шалунишка!".
Шумишь, шуршишь, шныряешь,
Ты маме шить мешаешь.
Постепенно произношение совершенствуется. Но бывает и так, что неправильное произношение закрепляется и сопутствует человеку всю жизнь. Дети стремятся скрыть недостаток своей речи, например, картавость. В известном стихотворении Агнии Барто маленький мальчик на предложение сестры: "Скажи: метро, в метро поедем к дяде". — "Нет, — отвечает он хитро, — в автобус лучше сядем". Это — шутливое стихотворение. Но каждый знает, что недостатки произношения приносят детям немало огорчений. Чаще всего родители, сами того не подозревая, повинны в том, что дети говорят неправильно.
Когда малыш картавит или шепелявит, взрослые не придают этому значения, а зачастую даже умиляются и подражают ребенку. Они этим задерживают развитие его речи. Надо вовремя помочь ему справиться с "непослушными" звуками, терпеливо, настойчиво тренировать его слух, язык, губы, чтобы они были достаточно подвижными и гибкими. Хорошо вовлечь ребенка в интересную игру, когда он угадывал бы звук, повторял его за родителями, определял его место в слове, подражал голосам различных животных и птиц.
Если звук все же остается "непослушным", родители могут использовать доступные логопедические приемы. Но лучше обратиться к врачу-логопеду.
Свое умиление и свою нежность некоторые родители проявляют в том, что разговаривают с детьми на каком-то инфантильном "домашнем" языке. Вещи они называют "би-би, ту-ту", приучают ребенка к тому, что у него "головка", "рученька", что ест он "кашку с маслицем", а вечером ему надо "спатеньки", и не замечают, что ребенок вырос, а говорит, как трехлетний. Создается противоестественное положение, когда взрослые подражают детям, вместо того, чтобы было наоборот.
В семье закладывается основа культуры речи. Ребенок усваивает яркие, образные слова первых сказок и стихов, песен, которые ему поет мать, впитывает красоту и богатство родного языка. Даже "прибаутки, поговорки, скороговорки, иногда лишенные смысла, очень важны, чтобы выломать детский, язык на русский лад и развить чутье к звуковым красотам родного языка", — писал К. Д. Ушинский.
Заучивая стихи, пересказывая прочитанные родителями сказки, дети тренируют свою память, учатся мыслить и выражать мысли точно, стройно и образно. В школе они знакомятся с требованиями литературной речи, с лексическими и грамматическими нормами языка. С каждым годом их речь обогащается и совершенствуется. Но и тогда с родителей не снимается забота о развитии речи детей. Они, в частности, систематически наблюдают за детским чтением. Большую пользу приносит коллективное чтение вслух и обсуждение хороших художественных книг. В семье, где часто звучат строки из стихотворений Пушкина, Лермонтова, Блока, Маяковского и других замечательных поэтов, дети с раннего возраста начинают чувствовать красоту и богатство слова. Борьба за культуру речи — это в то же время и борьба за ее чистоту.
- Речевое развитие от 3 мес до 3 лет
Смешные высказывания детей наших посетителей