Выполнение домашних заданий
Решение домашних заданий дает возможность закрепить знания, полученные на уроках, помогает выработать усидчивость, работоспособность, дисциплинированность, ответственное отношение к учению. Иногда приходится дома подготовить доклад, собрать какой-либо материал, прочитать дополнительную литературу, поставить в домашних условиях опыт. Выполнение таких заданий расширяет кругозор, развивает умение самостоятельно работать.
Каждый родитель знает возможности своего ребенка. Если ребенок не отстает, то сидеть рядом с ним не надо. Он все сделает сам. Если он слаб по какому-то предмету, то можно помочь разобрать условия, объяснить, что надо делать (не подсказывая). А вот проверять уроки нужно у всех, чтобы знать, чего ребенок не понял, что ему объяснить.
Домашние работы учащихся проверяет учитель. Но выполняются эти работы дома, на глазах у родителей. Родители систематически наблюдают за тем, как работают дети, насколько они аккуратны и прилежны. Конечно, наблюдение родителей должно быть благожелательным, тактичным, располагающим к откровенности. Лучше всего, чтобы ребенок сам рассказывал, что ему задано в школе, что для него просто, а что вызывает затруднения.
Часто от родителей требуется не только контроль за выполнением домашних заданий, но и помощь. Помощь эта бывает разной. Одно дело, когда ребенок только поступил в школу и делает первые шаги в учении, другое — когда у него уже имеется запас знаний и известный опыт. Но во всех случаях помощь родителей не должна мешать детям думать, искать решение, не должна освобождать их от необходимости трудиться.
Малышу нелегко бывает привыкнуть к самой необходимости ежедневно выполнять домашние задания. Нелегко ему выводить палочки, элементы букв и, наконец, первые буквы и строки. Обычно вторая строка получается хуже первой, третья — еще хуже, не хватает усидчивости и терпения. Родители могут предложить ребенку сравнить эти строки, самому оценить сделанное и найти недостатки. Они могут разделить задание на части, установить между этими частями небольшие интервалы и таким образом ослабить напряжение, облегчить ребенку работу. В дальнейшем, когда школьник почему-либо не в состоянии справиться с заданием, ему рекомендуют повторить соответствующее правило, предлагают облегченный вариант задачи, решение которого открывает путь к выполнению более сложного школьного задания. Порой бывает достаточно внятно прочесть условие задачи, чтобы ребенок понял ее смысл.
В некоторых семьях выполнение домашних заданий отец и мать берут на себя. Они стараются оградить своего сына или дочь от напряжения сил и переживаний. Детям это приносит большой вред, задерживает их развитие. От родителей зависит, как создать ребенку нормальные условия для приготовления уроков: отвести ему удобное место, выключить радио и телевизор, занять чем-нибудь малышей, не отвлекать школьника посторонними разговорами.
Следует иметь в виду, что выполнение домашних заданий — это серьезный труд, требующий от ребенка большого внимания и сил. На выполнение домашних заданий младшие школьники должны затрачивать час-полтора в день, учащиеся 4-5 классов — два часа, старшие школьники — до трех часов. Уложатся ли дети в это время, во многом зависит от соблюдения четкого режима дня, от правильной организации домашних заданий.
Не следует, например, подряд выполнять все устные задания, а затем — все письменные, сначала — все легкие, а затем — все трудные. Занятия нужно чередовать. Во время работы желательно делать небольшие перерывы. Не рекомендуется браться за уроки сразу после школы. Сначала ребенок должен развлечься, погулять на свежем воздухе, отдохнуть.
Подготовка домашних заданий постепенно превращается в привычку. Ребенок уже не тяготится этой обязанностью, а на уроках чувствует себя спокойно и уверенно. Но есть дети, с которыми необходимо посидеть. Детский сад не дает необходимой подготовки к школе, не настраивает родителей на такую подготовку, не знакомит родителей с тем, что дети должны знать и уметь к школе. А в школе программа очень напряженная. И тут, если родители помогают, даже неподготовленные дети к Новому году делают скачок. А если нет — то может начаться отставание.
Заставлять ли переделывать? Увлекаться этим нельзя, но пускать в школу с плохой работой, про которую заведомо известно, что она будет оценена двойкой или тройкой — тоже нельзя. Хотя системой переписывание не должно быть. Не надо наказывать переписыванием. Скорее так: "Ты поторопился, работа выполнена плохо, а сейчас после прогулки с новыми силами возьмешься, и у тебя выйдет хорошо". Страницы вырывать не надо. Всю тетрадь переписывать — тоже. Постоянные переделки — это тяжело для ребенка. Как-то одного мальчика мама привела в группу продленного дня потому, что дома он с уроками тянет (то поест, то отдохнет, то в окно посмотрит), ждет, пока сядет рядом мама, а в группе он за 40 минут делает все уроки.. Переписывать работу можно, если ребенок расстроился, что получилось некрасиво. Но... контрольная делается один раз набело. Значит, надо привыкать делать правильно и красиво с первого раза.
Проверять родителям нужно только наличие домашней работы, не вникая в суть. Остальное — работа учителя. Он проверит, сделает выводы, будет знать, где нужна помощь, на что обратить внимание. А если дома рядом с ребенком постоянно сидят родители, то у него нет самостоятельности, не вырабатывается чувство ответственности. А потом в старших классах папа с мамой контроль ослабляют, и начинаются четверки и тройки после сплошных пятерок.