Развитие у ребенка целостного видения мира

мировоззрениеНа современном этапе происходят изменения приоритетов в образовании. Новые гуманистические тенденции привели к обновлению цели, содержания и технологий обучения. Одним из ключевых направлений реформирования является интеграция подходов к построению образовательного процесса, интеграция содержания образования. Это направление обусловлено необходимостью формирования у подрастающего поколения интеллектуальных умений, системного мышления, целостной картины мира.

Трудности в образовании

Трудности у младших школьников вызывают задания на установление связей, структурирование, систематизацию. Одной из главных причин этого является непонимание педагогами природы мировоззрения ребенка и закономерностей его формирования.

Дети и родители должны уметь определять в себе личные базовые ценности. Школа не всегда помогает в таком тонком вопросе. Поэтому, порой, приходится прибегать к дополнительной литературе и образованию, которая поможет определить личные ценности.

Развитие у ребенка целостного видения мира важно для становления экологического аспекта миропонимания, так как в экологической культуре взаимодействие природы и общества интерпретируется в рамках одной системы.

Мировоззрение и мироощущение

Детская картина мира является частью общей картины мира, является основой мировоззрения любого человека и создается в процессе его воспитания и развития в определенном природной и социальной среде.

Мировоззрение состоит из:

  • Знания
  • Убеждения
  • Установки (состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку)
  • Принципов
  • Духовных ценностей
  • Идей и идеалов.

Основой мировоззрения является мироощущение — это чувственно-эмоциональное переживание человеком своего бытия в мире. Положительные чувства и эмоции свидетельствуют о принятии мира; отрицательные ведут к тенденции отрицания данного мира в целом или каких-то его явлений.

Механизм формирования целостного мировоззрения у ребенка можно понять глубже, если сопоставить его с логикой формирования мировоззрения человечества от мифологического к философскому и научному.

мироощущение

Мифология мировоззрения

Мифология представляет собой художественно-образный способ толкования мира. Она является особой формой общественного сознания, которая объясняет мир средствами искусства, в целом организует сознание людей и регулирует их поведение. Такой способ восприятия мира характерный для ребенка дошкольного возраста, который особенно чувственно реагирует на события, описанные в сказках, легендах. Именно художественное слово играет особую роль в формировании представления о мире дошкольника.

Формы познания мира для младших школьников

Для младшего школьника шестилетнего возраста, который недавно был дошкольником, формами познания мира есть рассказ, сказки, танцы, песни, обряды, имитирующие определенные сферы жизни.

С целью формирования целостного мировоззрения у ребенка необходимо создавать такие условия: изучать различные виды искусства в их синкретической единства; привлекать детей к изучению мира сказки через чтение, театрализацию, игру; учить создавать собственные литературные произведения на основе прочитанного, собственного опыта, восприятия природы и т.д.; изучать искусство танца, учить передавать музыку и информацию через движение.

Этап любви

Следующим этапом развития человеческой мысли в филогенезе является этап любви к мудрствованию, философии, когда оттачивались способы познания окружающего мира в его единстве. Это способствует адекватным возрастным особенностям познания окружающего мира, становлению целостной, логической, взаимосвязанной и взаимообусловленной картины мира. Философское направление мышления позволяет ребенку стать мудрым, т.е. видеть в разном единственное и находить наилучшие выходы из различных сложных жизненных ситуаций. Философия как наука интегрирует знания о мире и рассматривает их на качественно новом, более высоком уровне.

В свою очередь, знакомство с философскими категориями (случайность-закономерность, время и пространство, истинность, форма и содержание, часть-целое, причина-следствие и т.д.), их толкования и рассмотрение на примерах из реальной жизни способствует формированию целостного мировоззрения ребенка в младшем школьном возрасте.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *